“Не ищите ответов”, - сказал он четко. Однако мне потребовалось несколько лет, чтобы понять эту фразу. Её произнёс профессор Философии и пациент отделения кардиологии. “Умейте задавать себе правильные вопросы”. Я на него смотрела и донца не могла понять смысл сказанного. В тот момент мне хотелось лишь выспаться, но с того дня я «допрашивала» себя чаще: зачем я год за годом, отдаю медицине лучшие годы своей жизни? И так уже шесть лет. Мы скоро, буквально через пару месяцев, будем врачами. Что же мне необходимо, какие профессиональные и человеческие качества я должна развивать, чтобы допустить себя к людям в худший момент их жизни? Оказывается, есть многое за пределами учебников. Задавая себе все время вопросы, я понимаю, что приближаюсь ближе и ближе к ответу.
Дифференциальный диагноз, интерпретация анализов, написание истории болезней, правильно собранный анамнез — это те термины, которые мы слышим каждый день, которые мы за шесть лет должны уметь применять в пользу пациента. Достаточно ли нам этих “технических навыков”? Вовсе нет. “Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам”.
Ведь вышеприведенные качества вырабатываются в процессе учёбы. Мы их приобретаем “лишь” читая несколько глав в медицинской литературе. Они доступны каждому, они по пунктам расставлены. Но есть и другие качества, пожалуй, более важные. Они касаются понимания друг друга, эмпатии, наличия воображения, нестандартного мышления, умения поставить себя на место других. Эту главу я пока не встретила в медицинских учебниках.
Степень освоения навыков из второй категории сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение этих качеств возможно только при условии умения целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.
И мне становится очевидно: нельзя быть врачом без них. Из всех них я бы выделила, прежде всего, следующие: структурированность сознания, аналитическое мышление, быстрота реакции, умение видеть картину целиком, самоорганизованность. А этому нас не учат на кафедрах, этому учат пациенты, когда мы в состоянии полусна, должны слушать, переваривать, и задавать себе правильные вопросы.
Не отрицаю, что знание о заболевании спасает жизни людей, но перед нами стоит вопрос: делать это должна я гуманно, либо как автоматическое устройство? Правильный ответ только один.
“Берите то, что дает жизнь”. Умение БЫТЬ ВРАЧОМ требует огромное количество навыков за пределами диплома. Берите то, что дают пациенты, ведь среди них могут попадаться даже философы.
А если и так ответа не найдется, не надо спешить, ведь нужно только дать время времени, и все составляющие того, чего мы ищем, к чему мы стремимся, найдут себе правильное место.
Comentários